Russian Women Magazine
Russian women logo
banner
НА ГЛАВНУЮ НОВЫЕ СТАТЬИ ВСЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ КАРТА САЙТА КОНТАКТЫ

Замуж за африканца

«Хорошая» и «плохая» полигамия

Если говорить о брачном союзе с точки зрения фундаментальной, то брак – это особого рода институт. Такое явление как союз мужчины и женщины, всегда конвенциально, потому что именно общество регулирует и связывает особыми правилами те естественные потребности, которые связывают мужчину с женщиной. Исследуя такую сложную и многогранную проблему, как бытие расово-смешанной семьи «изнутри», следует учитывать, что немаловажным моментом здесь становится учет поведенческих особенностей индивида, находящегося на том или другом этапе жизненного цикла, а также причинно-следственный анализ факторов, регулирующих уровень приватных отношений внутри семьи. Наконец, постоянно следует помнить, что любая попытка исследовать феномен интимности, частной жизни двоих вне общего контекста человеческих отношений в конкретном обществе способна привести к ошибочным выводам и опасным заблуждениям, особенно если речь идет о таком своеобразном социуме, как африканский, и таком специфическом браке, как расово-смешанный.

Современная семья чаще всего рассматривается социологами и правоведами  как частная сфера жизни человека. В обыденном сознании понятие «семья» также привычно  ассоциируется с некоей закрытой от чужих глаз сферой, где происходит защита человека от давления и стрессов внешнего мира. Действительно, общепринято, что семья прежде всего - это область в пространстве человеческих взаимоотношений, где могут развиваться позитивные процессы заботы и опеки, в том числе в их экономическом проявлении, при которых людей соединяют привязанность, глубокие чувства, любовь, стремление к продолжению рода. Однако семья может быть и социальным институтом, где ущемляются права ее членов, проявляется насилие над слабыми -  женщинами и детьми.

Сохранению подчиненного положения российской женщины, состоящей в браке с африканцем, во многом способствует полигамия [1], считающаяся одной из отличительных специфических характеристик африканской семьи.

В  данной работе нас, в первую очередь, интересует, в какой степени институт полигамии затрагивает россиянок, находящихся в брачно-семейных связях с африканцами. Сразу оговоримся, что среди дважды (в 1994 и 2000 годах) опрошенных нами женщин не оказалось ни одной, формально состоящей (или состоявшей раньше) в полигамном браке. В то же время статистика КУ МИД России регистрирует отдельные случаи [2].

Тем не менее анализируя под этим углом зрения интервью, корреспонденции и беседы, состоявшиеся с россиянками-женами (или экс-женами) африканцев, мы находим много информации, так или иначе связанной мужской неверностью африканцев, которая в рамках местной культуры сексуальных отношений вовсе и не неверность, а скорее, естественное положение вещей в средней африканской семье. Те же источники воспроизводят и образ россиянки, осознанно или вынужденно (в силу складывающихся семейных обстоятельств) идущей в подобных ситуациях на компромиссы. Вспомним хотя бы фрагменты интервью Зои, связанные с вопросами супружеской неверности в собственной семье и в жизни другой россиянки, состоящей в браке с нигерийцем: «… вот, были сложные ситуации, были такие ситуации, которые, ну вот, я не знаю, казалось бы, все рушится, как я тебе сказала. Ну, как четверо детей, и все. Ну вот, бывает,  ну может быть, я … ну естественно, я знаю, в такой ситуации я пошла тоже  к русской женщине. Она старше меня. Вот. И я пришла к ней утром рано, и она увидела меня (она работала в формацевтической компании. Она была менеджером) … и вот, она пришла, увидела меня и говорит: «Ну, заходи, Зоя». Она курит. Вот. Я пришла, она сидит – у нее офис. Она сказала: «Никто ко мне сейчас не войдет». Ну, я пришла утром рано – в 9 часов. Она сразу поняла, что что-то не то. Потому что я никогда к ней в такое время не приходила. Вот и я пришла, села, она мне говорит: «Ну, ладно, сейчас я кофе сделаю тебе». А сама закурила сигарету – она курит всю свою жизнь. И она спрашивает: «Что с тобой я знаю, что что-то случилось» И я начала плакать. Она подождала, пока я успокоюсь, и говорит: «Ну, рассказывай, что». Ну, и я рассказала ей. Она посмотрела на меня, засмеялась и говорит: «А теперь ты случай меня». И она начала мне рассказывать свою историю. Она говорит, знаешь,  ладно, во-первых, я тебе скажу – во-первых, ты никуда не должна уходить. Это твой дом. Это твоя семья. Что бы ни было, ты никогда не должна оставить этот дом! Она говорит, я оставила его с моими детьми я ушла (но она ушла тоже к подруге). А у подруги муж уже тогда был профессором он тоже учился здесь. Он хирург. Она пришла к ним. Он принял ее. А когда муж пришел – он пришел домой, а ее нет с детьми. Он пришел. Он знал, куда идти, потому что это единственная  подруга… А профессор вышел и говорит, что тебе здесь нужно? А он говорит, здесь моя жена. А он говорит. А ты уверен, что она здесь? Он говорит, что да, он уверен. Он говорит, я тебе говорю, вот, что это был твой первый и последний визит в мой дом. Я тебя знать  не хочу (это говорит нигериец нигерийцу!) Вот, и вообще забудь. Когда я ее отпущу, она придет домой, но не сейчас, не с тобой. Я ее сам привезу. Если я ее сам не привезу, я скажу моему шоферу привести ее. Вот. Но она придет к тебе домой. Поэтому уходи. И вот, знаете, до сих пор они никогда не разговаривали, не встречаются. Если есть профессор Конде, то того там никогда не будет. До сих пор, это уж сколько лет прошло. Они приехали раньше  нас…

Ну вот, она мне все это … Конечно,  она вернулась. У нее две девочки. Она еще удочерила дочь своего мужа  (от первого брака? – вопрос Н.К) - какое там! – у него там  21 брак был!  Вот. Она девочка уже взрослая. Уже замуж вышла, понимаете! Но что я хочу сказать. Это момент, который я хочу вам сказать, что она мне сказала: «Зоя, что бы там ни было – у тебя есть дом, у тебя есть семья, у тебя есть дети. Ну, ты уйдешь, ты же все равно придешь туда, так зачем же тебе уходить? Если ты все равно  возвращаешься?» Она говорит, что слушай, у тебя есть все права. Все. Я знаю, что это очень трудно, это практически невозможно, как говориться, объяснить. Но ты должна совладать с собой, ты должна понять – вот, на уровне чувств: не понимаешь – ты чувствуешь. А ты должна перейти чувства немножко, дойти до разума, сесть и подумать: ну ладно,  ну, случилось, ну такое, ну, бывает, у многих людей бывают такие вещи».

Завершая маленькую интродукцию к предстоящему исследованию сложной и важной проблемы, вписанной в контекст межкультурного диалога, отметим, что в нашу задачу не входит описание всего богатства и разнообразия вариаций на тему «моногамный – полигамный брак», отличающего современную Африку. Однако каковы бы ни были реальные масштабы полигинии в современной Африке, в каких бы формах она не реализовывалась, коль скоро существует даже ничтожная вероятность того, что с этим явлением могут столкнуться наши соотечественницы, мы считаем уместным указать на некоторые особенности и характеристики полигамии в ее экономическом, демографическом и социокультурном аспектах.

Институт полигамии имеет давнюю традицию на Африканском континенте, и, как известно, существует ряд факторов, объясняющих долгосрочность его существования: экономический («производительная» ценность женщин и детей), сексуальный (решение проблемы мужского воздержания во время беременности, родов и кормления женщины), конфессиональный (ислам), социальный (мужской престиж), политический (власть, полномочия мужчин, старших в семье). Социологи идентифицировали многочисленные преимущества полигамии [3] . Среди них полигамия как способ формирования родства с несколькими различными группами и вытекающие отсюда социальные преимущества; полигамия выгодна экономически, так как женщины, предоставляя добавочные рабочие руки, вносит свой посильный вклад в домашнее хозяйство, в сельскохозяйственное производство; дети (в первую очередь, вероятность иметь несколько сыновей) в полигамных браках рассматриваются как будущие поставщики рабочей силы, защитники и наследники имущества отца и  поддержка родителей в старости; для привилегированных социальных категорий полигамия, кроме того, - фактор социального престижа, статуса мужчины, укрепления его общественного положения. К числу основных причин распространения полигамии ученые относят также удовлетворение сексуальных потребностей при существующем табу на период беременности и родов. Последний из указанных аргументов толкуется некоторыми исследователями как весьма гуманный в отношении женщины: беременная, рожающая и кормящая,  она, таким образом, получает свободу от супружеских обязанностей на период от 24 до 36 лунных месяцев, поскольку материнство (беременность, роды, кормление, уход за новорожденным и пр.) отнимает, как известно, у женщины много сил [4] .

Среди факторов, оправдывающих полигамию, не последнее место занимает предусматриваемый ею быстрый и часто осуществляемый повторный брак овдовевших и расторгающих брак женщин; почти не существующее в Африке женское безбрачие; уровень мужской смертности. Особого упоминания заслуживают в этом контексте традиции левирата (наследования вдовы), согласно которому вдова умершего должна быть выдана замуж за его брата. С обычаем левирата столкнулась и одна из россиянок, вышедших замуж за танзанийца. Ее муж погиб в автокатастрофе. «Многочисленные родственники собрались в их доме, причитали, сидя на полу, проводили магические действия, пытаясь таким образом обнаружить того, кто наслал несчастье (считает, что они колдовали против нее).  По обычному праву сукума хотели выдать ее замуж за брата мужа, претендовали на все имущество. По совету друзей Е. ничего не ела дома, боясь быть отравленной, а затем забрала наиболее ценные вещи и вообще ушла из дома. Имущество, принадлежащее мужу, получила только через суд, после долгого разбирательства» [5].

Наконец, полигамия оправдывается и юридически, будучи признаваемой как система брака, сопоставимая единобрачию. Законодательства ряда африканских стран предоставляют брачным партнерам возможность выбора формы брака (Нигерия, Мали, Сенегал, Того и др.) И хотя в большинстве африканских стран (таких, как Гвинея, Кот д`Ивуар и др.) полигамия официально отменена, это не заставило ее исчезнуть окончательно. Так, например, основным источником брачно-семейного права Гвинейской Республики является Гражданский кодекс 1983 года, в основу которого положен известный Кодекс Наполеона, переработанный с учетом национальных особенностей. Что это означает в действующей законодательной практике, попытаемся рассмотреть на примере полигамии.

Формально этот вид брачных отношений запрещен Гражданским кодексом 1983 года (ст. 315), что отвечало официальным идеологическим установкам, принятым в стране в период подготовки этого законодательного акта. Фактически же подобное предписание противоречит нравам, традициям и обычаям, по которым продолжает жить большинство населения страны, и в известном смысле воспринимается как явление аморальное [6]. Реально же эта норма так и не вступила в силу, чему способствовали - как это ни парадоксально - сам Гражданский кодекс (в нем предусмотрен ряд отступлений от принципа моногамии, которые позже стали подвергаться правоведами расширительному толкованию); кроме того, происшедшая год спустя после принятия Кодекса смена политического режима, повлекшая за собой реставрацию многих традиционных нравственных ценностей. Наши дипломатические представители отмечают, что в еще в конце ХХ века  гвинейский мужчина мог иметь одновременно до четырех жен (в соответствии с нормами шариата). Правда, всякий раз вступая в брак, он обязан получить на это согласие предыдущих жен. Хотя в некоторых случаях и этого не требуется. Скажем, вдова может выйти замуж за любого из братьев своего покойного мужа без согласия его жен (ст.317 ч.1 ГК). Не требуется согласия жен и в том случае, если новая жена старше 45 лет (ст.317 ч.4 ГК).

Далее, согласно гвинейскому законодательству, брачная правоспособность определяется согласно национальному закону каждого из супругов. Что касается формы, то она должна удовлетворять закону места заключения  брака. Ст.294 ч.1 Гражданского Кодекса гласит: "Гвинейцы могут заключать браки за границей в соответствии с формой, признаваемой действительной в стране пребывания при условии, что не будут нарушены основные требования гвинейского гражданского законодательства". Применение личного закона иностранца при заключении брака в Гвинее (ст.295 ч.1 ГК) может быть устранено, если это будет противоречить публичному порядку, например, в случае, если закон иностранца в качестве препятствия для заключения брака выдвигает расовые, кастовые или религиозные причины (ст. 295 ч. 3 ГК). Что касается консульской формы регистрации брака, то по желанию гвинейские граждане, находящиеся за границей, могут заключать браки в своем дипломатическом или консульском представительстве по форме, предусмотренной гвинейским законом (ст.294 ч.2 ГК) [7] .

Итак, поскольку гвинейское законодательство не препятствует заключению браков между гвинейцами и иностранными гражданами и на последних распространяются все условия заключения брачных отношений, возникает естественный вопрос: как применяется местное законодательство к женщинам-иностранкам, чей национальный закон не признает многоженства.

Если гвинеец, уже состоящий в браке, захочет жениться на российской гражданке, то при отсутствии возражений с ее стороны, такой брак будет признан законным в Гвинейской Республике, несмотря на запрет, содержащийся в российском законодательстве (о чем мы более подробно будем говорить ниже). В юридических терминах это означает, что национальный закон будет применен лишь для определения брачной правоспособности гражданки РФ, как того требует Гражданский Кодекс Гвинеи, но не ко всему брачному правоотношению в целом, как формулирует Семейный Кодекс. То есть налицо коллизия законов.

В случае если брак между гвинейским гражданином и россиянкой будет регистрироваться на территории РФ и гвинеец утаит факт состояния в другом браке, то "потерпевшая" может требовать признания брака недействительным в Гвинее, ссылаясь лишь на порок воли (обман) (ст. 282, 307 ГК), а не на то, что российское законодательство запрещает полигамию. Причем пользоваться этим правом она может лишь в течение полугода с того момента, когда ей стало известно об обмане. Естественно, что на ней будет лежать и бремя доказательства того, что обман действительно имел место [8].

Или почему, например, такой прогрессивный по своему содержанию законодательный документ, как Гражданско-семейный кодекс, вызвал негативный резонанс в буркинийском обществе и долго прокладывал себе дорогу в жизнь?

Прежде всего, потому что новый кодекс отменил действие традиционного права в стране, где почти 90% населения составляют сельские жители (как мусульмане, так и христиане и анимисты), до сих пор считающие полигамию нормой брачной жизни. Естественно, трудно рассчитывать на быструю эволюцию этой традиции в подобной социальной среде. И пусть даже не все буркинийские мужчины состоят в полигамных браках, но большинство все же предпочитает законно располагать такой потенциальной возможностью. Такие новации, как объявление незаконным выкупа невесты, утверждение почти полного формального равенства между мужчиной и женщиной (в том числе непризнание за мужчиной роли главы семьи), установление режима общей собственности супругов на семейное имущество, уравнение в правах детей, рожденных вне брака, и детей от внебрачных связей, с детьми, рожденными в браке и др., вызывают у многих буркинийских граждан непонимание и непринятие современных правовых норм. Наблюдатели предполагают, что сильное сопротивление в определенных слоях буркинийского общества эгалитарным правовым нормам нового кодекса сохранится еще долго [9].

И все же, с точки зрения ученых, лучше всего полигамию как явление и факторы, ее питающие, позволяют понять демографические механизмы [10]. Полигамия подразумевает, что в этой форме брачно-семейных отношений состоит больше замужних женщин, чем мужчин. Но вопреки представлениям, широко распространенным, в том числе и в Африке, полигамия – не есть результат «излишка» женского населения, «импортирования» женщин из соседних обществ или высокого уровня мужского безбрачия. Этот очевидный «женский» излишек – результат множества демографических факторов и существования на континенте различных типов и видов брака. Вообще говоря, гендерный анализ полигамии (конечно, не без учета всего разнообразия социальных, психологических и экономических факторов) демонстрирует чрезвычайную сложность брачных связей и их особенностей в зависимости от того, исследуются они через мужскую или женскую брачную линию Но он дает также весьма интересные данные, некоторые из которых мы приводим ниже. Так, мужчина, как правило, начинает свой брачный жизненный цикл с моногамии; женщина может впервые вступать в полигамный брак, выходя замуж за уже женатого человека; овдовевший или разведшийся мужчина относительно легко вступает в повторный брак с молодой женщиной, для которой этот брачный союз - первый; овдовевшая или разведенная женщина, скорее всего, сможет вторично выйти замуж за уже женатого человека, причем с возрастом эта вероятность только возрастает. Редко можно встретить случай развода женщины в полигамном браке, а затем ее вступления в новый полигамный брак.

Демографические механизмы полигамии, объединенные определенными системами родства и брака, обеспечены также широким диапазоном социальных и экономических значений; важную роль играет и конфессиональный элемент.

Так, согласно Корану, мусульманин может иметь одновременно четырех жен. С другой стороны, чтобы избавить мужчину от вынужденного воздержания, последнему разрешалось присоединить к своей семье столько женщин, сколько он сумеет прокормить. Таким образом, фактически их число может достигать десяти и более. (Помнится, именно этой особенностью африканской (и шире - восточной) семейной жизни наши средства массовой информации пугали "нерадивых" соотечественниц, решавшихся на подобный шаг). Открыто поощряя многоженство, Коран одновременно требует от мужчины достойного содержания супруг.

В целом же вопросы заключения и расторжения брака, других норм брачности жестко регламентируются исламскими предписаниями, густо вплетающимися в современное брачно-семейное законодательство ряда африканских стран, чему будет посвящен следующий раздел. Пока же сославшись на Семейный Кодекс, принятый в Алжире в 1984 году, отметим, что здесь основные принципы мусульманских брачно-семейных отношений отражены весьма обстоятельно. Так, в соответствии с Шариатом при заключении брака (а официальный брак регистрируется в этой стране лишь после заключения его по религиозному обряду) будущим супругам мулла зачитывает в присутствии только родственников мужа соответствующие аяты из Корана, главным образом из суры IY - "Женщина". Закреплены в Кодексе семьи и такие мусульманские принципы брачности, как внесение выкупа за невесту, сохранение института полигамии, главенствующая роль мужа в семье и др. В меньшей степени развит в нынешнем алжирском законодательстве основополагающий принцип исламского семейного права - затворничество (хиджаб), а также принцип строгого разграничения и воспитания детей мужского и женского пола. Лишь с недавнего времени мусульманин имеет право взять в жены последовательницу любой религии: Коран запрещает брак мусульманина с "неверной" [11]. Вообще же влияние установок мусульманской религиозной системы на современные традиции брачности остается весьма заметным.

Несколько расширяя рамки исследуемой здесь проблемы, заметим, что наряду с такими слагаемыми, как полигамия, а также ранние браки [12], базу исламского брака составляет многодетность. Этим исследователи объясняют расширение возможностей выхода замуж вдовы (причем не только за брата или родственника мужа) уже по истечении 4 месяцев и 10 дней (Коран, сура 2, аят 234). Разведенная женщина может вступить в новый брак через 3 месяца (так как в течение этого времени ее бывший муж имеет возможность передумать и восстановить семью без каких бы то ни было формальностей - Коран, сура 2, аят 228), в отличии, скажем, от индуизма, осуждающего вторичные браки разведенных и вдов [13].

Как уже говорилось выше, полигамный брак предполагает возможность для мужчины находиться в брачно-половых отношениях одновременно с несколькими женщинами, которых он способен достойно содержать. При этом в структуре «классической» полигамной семьи социальная значимость супруг различна. Так, первая жена занимает в ней особое положение: она, например, может влиять на выбор мужем последующих жен, руководя по существу формированием домашнего женского коллектива [14]. Даже если в доме главы семейства живет его мать, все принципиальные вопросы, касающиеся домашнего хозяйства, воспитания детей и т.п., он обсуждает с первой женой. Остальные должны подчиняться этим решениям.

Специфика положения первой жены определяется не только ответственностью в вопросах домохозяйства. В ее функцию входит забота обо всех братьях мужа - главы семьи, пока они не женаты. Во многих проблемах быта она практически заменяет им мать. Исследователи приводят пример из жизни народа мандинга (Мали), у которых обидевший старшую жену хозяина дома навлекает на себя тем самым большое несчастье. Впоследствии обзаведясь собственными семьями, братья (а также их жены) продолжают выказывать этой женщине особое уважение, отдавая таким образом должное ее постоянной многолетней заботе о них [15].

Под влиянием теории модернизации с ее предполагаемым переходом к нуклеарной форме семьи и многие другие исследователи предсказывали постепенное и неизбежное исчезновение полигамии, особенно под воздействием урбанизационных процессов, повышения образовательного уровня населения, ориентации на западные ценности, в том числе в области семейно-брачных отношений. Тем не менее многочисленные данные указывают на то, что корреляция между полигамией и урбанизацией, образовательным уровнем и социально-экономическим положением далеко не такая уж прямая, и во многом определяется особенностями историко-культурной традицией конкретного региона.

И все же традиционные формы полигамии  все более видоизменяются. Однако в этом контексте, скорее, следует говорить о появлении,  а в некоторых регионах Африки и довольно широком распространении, новых типов африканской городской полигамии, в которых причудливо сплетаются традиционные понятия с новыми идеологическими установками и новыми ролевыми гендерными функциями. Одну из таких моделей полигинийной семьи на примере г. Ломы (Тоголезская Республика) описывают тоголезские и французские исследователи.

Здесь полигинийная семья, подчеркивают они, формируется разными способами. Иногда мужчина, живя в доме своих родителей уже имеет детей от разных своих невест. Последние, превращаясь в молодых матерей, продолжают жить в своих кровных семьях в ожидании выкупа. Женившись, мужчина расселяет своих жен, и, таким образом, с самого начала семейной жизни образует полигамную и полигинийную семью. Чаще однако уже женатые мужчины обзаводятся параллельными семьями. Жены, особенно в городах, уже не желают проживать вместе в одном доме, а предпочитают селиться отдельно и организовывать  независимое хозяйство со своими детьми. В этом случае, муж-отец имеет несколько семейных ячеек,  находящихся  на его попечении. Практика этой семейной структуры показывает сегодня, что мужчина не в состоянии не только материально обеспечить эти ячейки, но и осуществить в них свою социально-культурную роль. В данной ситуации, женщина, которая представляется  как глава семьи, берет на себя  все семейные и воспитательные заботы. Сегодня эта форма мультиполярной семьи все активнее распространяется в городской среде. Так например, 30 процентов семей Ломе возглавляемы женщинами. Однако до сих пор демографы не могут с точностью определить реальный матримональный статус этих женщин, которые постоянно находятся в промежуточной ситуации между разводом и реорганизацией своей семьи [16].

В полигамных семьях каждая женщина со своими детьми проживает в отдельной комнате при ней имеется кухонное пространство и место для мытья. Муж, как правило, строит для себя особый домик, состоящий из спальной комнаты и гостиной, где он и принимает гостей семьи. Традиционно, супруги в полигамных браках имеют раздельный бюджет, который позволяет мужу быть экономически свободным. При этом, заключая очередной брак, мужчина берет на себя множество обязательств: оплачивает жилье новой семьи, питание, обучение детей, лечение, делает подарки супруге. Жена, в свою очередь, также экономически активна и вольна самостоятельно распоряжаться своими заработками. Обычно такая женщина организует семейную жизнь по принципу расширенной семьи, поскольку родственники нужны ей для ведения хозяйства и ухода за детьми. Контакты между женами обычно носят напряженный характер, а вот с родственниками мужа каждая их жен старается наладить дружеские связи, обеспечивая тем самым покровительство себе и детям. Муж периодически, но регулярно посещает свои семьи, где проводит от нескольких часов до нескольких дней. И хотя Коран требует, чтобы муж поровну делил свое внимание между женами и не оставался с одной больше четырех месяцев, этому указанию мужчина-мусульманин следует редко, чаще уделяя внимание какой-либо одной жене, пренебрегая остальными [17].

Конечно, разрешение полигамии является источником постоянных беспокойств - как экономических, так и морально-психологических - для любой замужней женщины. При этом аналитическая информация о полигамии в Африке носит фрагментарный характер, а недостаток и неточность  статистических данных весьма затрудняет осуществление контроля за ее динамикой на континенте. И все же данные последних лет настойчиво указывают на сокращение заключаемых на континенте полигамных браков. По данным Отдела изучения народонаселения при ООН, удельный вес мужчин, состоящих в полигамном браке, колеблется в странах Африки от менее 20% в Судане и Камеруне, 20-25% - в ЦАР, Мали, Нигере и до 40% - в Гвинее.

Обращает на себя внимание, что страны Севера Африки, вопреки заложенной в шариате идее полигамии, и широко распространенным представлением об этом регионе как охваченном полигамией, на самом деле довольно скромны в этом плане. В Марокко, например, полигамны приблизительно 1% мужчин, в Тунисе юридическое устранение полигамии сопровождалось ее практически полным фактическим исчезновением. Низкий процент полигамных семей в общем составе наблюдается и в такой мусульманской стране, как Мавритания. В арабских странах этот показатель составляет: в Сирии - 1,9%, Египте - 8,0%, в Кувейте - 11,7% [18]. В то же время во множестве стран, где ислам не имеет столь сильного влияния, полигамия распространена значительно шире (например, в Бенине – 49,6% в 1996 г.) Такая картина поднимает вопрос о более сложном, чем на первый взгляд, характере соотношения ислама и полигамии.

Картина распространения полигамии в Африке очень контрастирует, если рассматривать ее под «женским углом». Например, в 1985 г. на Севере Того порядка 35% женатых мужчин были полигамны; замужних женщин, состоящих в полигамных браках, оказалось больше половины - 57%. А если рассматривать эту картину еще и с учетом возраста жен (скажем, до 50-ти лет), то цифра возрастает до 70%. Под влиянием материальных трудностей и социально-культурных преобразований число полигамных семей значительно сокращается. Так, например, статистика 1998 года по стране в целом, показала, что 25 % мужчин и 43 % женщин от 15 до 49 лет проживали в полигамной семье [19]. Согласно последним социологическим обследованиям, среди людей среднего возраста и молодежи, этот процент варьируется от 25 до 15 % [20].

Не считают полигинию доминантной чертой современной африканской семьи и кенийские ученые, по приблизительным оценкам которых процент полигамных мужчин (чаще всего имеющих не более двух жен) колеблется от 8 до 36. Они же отмечают, что полигиния довольно редка сегодня как в традиционном, так и в современном секторах [21]. Наиболее распространенная в современной Африке форма полигамии - двоебрачие, в котором состоят свыше 80% африканских мужчин-многоженцев. Среднее по Африке число жен женатого африканца – 1,02-1,50 и увеличивается с возрастом мужчин.

Известна роль современного города как основной базы для складывания нуклеарной семьи. Правовед-африканист И.Е. Синицына отмечала в связи с этим, что в крупных городах европейского типа, связанных с промышленным комплексом или торговыми путями, уже прочно утвердилась тенденция к моногамии. Несмотря на быстрый рост населения в городах за счет выходцев из деревни, увеличение пригородных поселений сельского типа, являющихся маргинальными в социокультурном плане, полигамные браки уже не находят для себя хозяйственно-экономической основы [22]. Городская среда особенно заметно воздействует на взаимоотношения полов. Социальные изменения, сопровождающие адаптацию сельской семьи к условиям городской жизни, расшатывают ее традиционную устойчивость, приводят супругов к скорым и многочисленным разводам. На то, что чаще всего полигамия встречается в слоях, находящихся на рубеже традиции и модернизации, указывают и другие исследователи, одновременно подчеркивая, что в связи с возрастающими трудностями молодожены, особенно в городах, подчас не в состоянии организовать свое жилище в соответствии с существующими правилами [23]. Также группы образованных африканцев предпочитают ограничиваться одной женой хотя бы потому, что для городских условий полигамия весьма дорога.

И еще один вопрос, который мы считаем необходимым затронуть в связи с проблемой полигамии (неравенства полов) в современной Африке. Он касается последствий для россиянки распада смешанных семей. О том, как решаются вопросы расторжения брачного союза на уровне существующих законодательств и закрепленных юридически практик, мы будет говорить отдельно. В действительности, советские/российские консульские службы, аккредитованные в африканских государствах, не часто регистрировали официальные разводы в смешанных афро-русских семьях, что во многом было связано со спецификой правового и имущественного статуса россиянок, постоянно проживающих в браке с гражданами той или иной африканской страны. Скажем, право расторжения брака у мусульман в ряде государств континента и поныне принадлежит исключительно мужчине, причем поводом может стать такая причина, как бездетность (не играет роли, чья: мужа или жены) или рождение одних девочек. Причем неравенство между мужчиной и женщиной при разводе, как мы увидим ниже, может быть закреплено в ряде стран законодательно. Тем не менее матримониальные действия россиянок, постоянно проживающих в странах Африки, «на местах» более маневренны:  консульские службы России в странах Африки неоднократно фиксировали случаи ухода наших соотечественниц от мужей к другим мужчинам  (не только африканского происхождения, но и арабам, азиатам, европейцам) с последующим расторжением брака или без него. Кроме того, в последние годы участились случаи разводов по инициативе самой женщины. В то  же время следует подчеркнуть, что подобные события отнюдь не уникальны для Африки и в супружеской жизни самих африканцев их никак не следует считать привнесенными извне. По утверждению исследователей, еще в колониальный период африканки не столь уж безропотно подчинялись традиционным нормам, строго регулирующим их личную жизнь в браке. Одной из наиболее распространенных форм сопротивления (не считая таких радикальных, как убийство мужа) было бегство от супруга (отца, опекуна )[24]. И поскольку женщина, как правило, не обладала правами земельного владения или иной  производительной собственностью, она попросту присоединялась к другому мужчине, который мог заплатить штраф или брачный выкуп пострадавшей стороне.

Возвращаясь к исследуемому контингенту, отметим, что в «доперестроечном» идеологическом пространстве, по вполне понятным причинам, не было места публичной информации о гражданских судьбах наших соотечественниц, «осевших» в Африке. Причем, заметим, что речь шла не о стихийно – как в последние годы - растекающихся за пределы Родины контингентах женщин, чей статус, как правило, защищен лишь сомнительным контрактом на право временной (сезонной) работы на местах, а  о женщинах, официально вступивших в брак, зарегистрировавших свои супружеские отношения с иностранным гражданином как в России, так и в стране проживания мужа (или по крайней мере на уровне посольства, аккредитованного в нашей стране), то есть о группе лиц, вполне законно рассчитывавших на определенную  правовую защиту и гарантии со стороны обоих государств.

Тем не менее уже тогда (точнее, в первой половине 80-х годов), по сведениям, например, Консульского Отдела Посольства СССР в Гане, 40% от общего числа колонии русских женщин по разным причинам уже не жили с мужьями, хотя формально брака с ними не расторгали. По данным Иммиграционного управления МВД Ганы на конец 80-х годов, из 70 советских гражданок 41 развелись или не жили со своими мужьями. Основным источником их существования была работа в барах, магазинах, мелких фирмах, где они вынуждены были прирабатывать в качестве любовниц хозяев или управляющих. Несколько женщин занимались проституцией и имели за это приводы в полицию [25] .     Приведем здесь фрагмент воспоминаний одной из информанток, жившей еще ребенком в то время с родителями в Аккре: «Несмотря на то, что рядом … жила русская женщина, и еще через дом одна, мама с ними не общалась: папа был против. Он говорил, что они непорядочные.  Может, это действительно, было так…».  Информация такого рода «по касательной» проходит во многих интервью как членов расово-смешанных семей, так и наблюдателей «с мест» (Кристина, Ирина,, Зоя и др.).

В науке нет однозначного ответа на вопрос, что именно приводит женщину на этот путь. Первопричиной нравственного падения могут стать материальные трудности, жилищная неустроенность, влияние ближайшего окружения, душевная опустошенность, нежелание (или невозможность) трудиться, просчеты и  ошибки родительского и школьного воспитания, несвоевременное половое просвещение, подражание взрослым и многое другое. Высказывают специалисты мнение и о существовании наряду с общесоциальными условиями определенной личностной предрасположенности к занятиям проституцией, обусловленной воспитанием, а также личными установками и ценностными ориентирами [26].

В исследуемой ситуации, кроме того, к числу перечисленных выше возможных побудительных мотивов прибавляется состояние одиночества, реакция на новую, непривычную для себя обстановку во всей совокупности элементов, ее составляющих. А если обратиться  к разбираемому нами случаю, то напомним, что в 70-е годы молодых специалистов (в том числе закончивших учебные заведения нашей страны) ганское правительство, как правило, направляло на первые 3-5 лет на работу в отдаленные города и сельскую местность, где условия жизни резко отличаются от европейских, нет привычных продуктов питания, предметов первой необходимости, а часто воды и электричества. Немногим лучше складывалось их существование и в столице и других крупных городах страны. В консульских отчетах  посольства СССР за эти годы отмечалось, что непривычность обычаев и нравов населения часто довольно быстро выводили женщин из душевного равновесия [27]. Обстановка усугублялась тем, что наших соотечественниц обычно враждебно встречает многочисленная родня мужа-ганца. Нередки бывали случаи, когда у мужа уже оказывалась в Гане жена или он сразу же начинал искать контактов с местными женщинами (здесь уместно напомнить, что именно в Гане после достижения независимости населением был отвергнут законопроект об отмене полигамных браков. Опрос общественного мнения показал, что не только деревенские жители, но и городские считали целесообразным сохранение полигамии или во всяком случае предоставление права выбора форм организации семьи. Помимо того, что полигамная семья как производственная единица  еще не утратила своего значения на селе, исследователи также обращали внимание на нежелательность отмены полигамии еще и в связи с предполагавшимся ростом числа разводов, а следовательно неизбежным увеличением числа распавшихся семей, неустроенностью разведенных женщин и другими соображениями социально-психологического порядка) [28].

Все эти причины неизбежно приводили к неурядицам и скандалам в семье. Причем по местным обычаям муж мог и поколотить жену, что блюстителями местной традиции воспринимается как обыденный случай, а посягательство жены на освященные веками обычаи полигамии - как проявление эгоизма со стороны женщины. Корреспондент ИТАР-ТАСС передал в середине 90-х годов беседу с одной из уроженок Москвы, в свое время вышедшей замуж за конголезского студента и переехавшей в Африку. "Мы, конголезские "советички", боимся, как бы супруг однажды не привел еще одну жену". Ведь по законам Конго разрешается иметь до четырех спутниц жизни, зарегистрировав с ними отношения в мэрии. В деревнях и по сей день такое наблюдается повсеместно. Однако многие обеспеченные горожане предпочитают иметь подруг "на стороне". Этот феномен, по словам нашего корреспондента, известен в Конго как "второе бюро". Неудивительно, что, столкнувшись с подобной действительностью, усугубленной семейно-бытовыми неприятностями, часть приехавших сюда женщин либо пытается досадить мужу, либо вынуждена становиться на путь самостоятельных заработков. Кстати, ганские власти того времени не чинили особых препятствий советским гражданам при трудоустройстве: общее социально-экономическое положение в Гане 70-х годов предполагало возможность найти работу по специальности [29]. По крайней мере, все желающие работать имели возможность устраиваться секретарями, барменшами, продавщицами. Другое дело, как относится к этому местное общественное мнение. Для некоторых из соотечественниц  вопросы заработков регулировались высоким "спросом" на белую женщину среди местного населения, а также практикой жизни на содержании у богатых ганцев или иностранцев.

Конечно, описанные выше и упомянутые в приводимых в Приложении интервью драматические итоги "африканского" периода   жизни некоторых русских женщин печальны и показательны. Однако они еще не определяют конкретно ту тенденцию, которую формулируют некоторые африканские и российские СМИ [30]. О невозможности однозначного толкования данной ситуации свидетельствует и тот факт, что сами ганские власти не принимали против этой группы женщин каких-либо решительных мер, более того, их действия отличались несомненным компромиссом. Разрешения на свое проживание, которое, согласно ганским законам, необходимо ежегодно возобновлять в Иммиграционной службе Ганы, женщины добивались путем подкупа чиновников или по протекции своих бывших мужей, которые выступали с ходатайством перед властями. Так, скажем, предпринятая в конце 70-х годов совместно советским посольством и МВД Ганы попытка депортировать группу наиболее легкомысленных наших соотечественниц закончилась тем, что вынуждена была покинуть страну лишь одна из них; за остальных вступились мужья.

Н. Л. Крылова, доктор исторических наук,
Институт Африки РАН, Москва, РФ

Русские за рубежом:

Помощь в критической ситуации - информация о помощи женщинам, подвергшимся домашнему насилию, о бесплатных адвокатах и о правах женщин-иммигранток.

Православие за рубежом - информация о православных храмах по всему миру, новости православия и история православной церкви.

Русский язык для детей иммигрантов - учебники русского языка в помощь родителям, желающим обучить своих детей материнскому языку в чужой языковой среде.

Позвонить в Россию - информация о самых дешевых и качественных способах связи по всему миру.

Русифицировать компьютер - о том, как настроить английский компьютер на русский лад и - где купить самые дешевые наклейки.

Учим иностранный язык - книги, словари (в том числе - говорящие), программы и курсы по изучению английского языка.

Авиабилеты и визы - хорошие скидки на авиабилеты, визы в Россию и по всему миру, паспорт США.

Пересылка денег - ресурсы по быстрой и надежной пересылке денег по всему миру.

Русские книги, видео, аудио - сайты русских книг, учебников и детской литературы, а также последних новинок музыки и русского кино.

 

 

_______________________________

[1] Строго говоря, термин "полигамия" означает многобрачие, хотя употребляется чаще всего именно в значении многоженства. У последнего же понятия есть свой собственный термин - "полигиния" (многоженство), являющаяся наиболее распространенной формой полигамии в Африке.

[2] Материалы ДКС МИД СССР/РФ свидетельствуют, что некоторые наши соотечественницы на личном опыте сталкивались со случаями полигамии (подробнее по этому вопросу см.: Ответ Посольства СССР в Народной Республике Конго (г. Браззавиль) в адрес зав. Отделом Консульского Управления МИД СССР от 14 апреля 1980 г.; Информация Генконсульства СССР в г. Пуэнт-Нуар, НР Конго "О некоторых социально-правовых аспектах пребывания постоянно проживающих советских гражданок в консульском округе" от 17 апреля 1984 г.; Генконсульство СССР в г.Пуэнт-Нуар, НР Конго. Фрагмент записи из дневника А.Г. Башкина от 26 марта 1987 г.; Посольство СССР в Народной Республике Конго (г. Браззавиль) в адрес Зам. Министра иностранных дел СССР Чаплина Б.Н. Подборка материалов по делу о возвращении на Родину советской гражданки О.С.Васильевой от 3 мая 1988 г.; Генеральное консульство СССР в г. Пуэнт-Нуар. Ответ в Народный суд в г. Кохтла-Ярве, Эстонская ССР (для адвоката Кохтла-Ярвеской юридической консультации) от 13 апреля 1990 г.; Справка Генерального консцульства РФ в г. Пуэнт-Нуар, РК «Правовое положение иностранцев в Консульском округе в соответствии с действующим конголезским законодательством» от 27 марта 1995 г. и др.)

[3] Philippe A., Pilon M. African Polygamy: What`s new? // Chronique du CEPED, 1989, N 28).

[4] Оканза Ж. Африканская действительность в африканской литературе. М., 1983, с.75-78. Правда, ученые утверждают, что продолжительность послеродового воздержания за последнее столетие заметно снизилась и достигла в ряде районов Тропической Африки года или немногим более ("Population Development Review". N.Y., 1989, vol.15, N2, p.215-222).

[5] Крылова Н.Л., Львова Э.С.  «Русские» жены в Танзании. 2003 год…

[6] Подробнее см.: Справка Посольства Российской Федерации в Гвинейской Республике "Некоторые вопросы брачно-семейного законодательства Гвинейской Республики" от 19 мая 1992 г.

[7] Там же.

[8] Допущение полигамии в рамках действующего в Гвинее Гражданского кодекса ведет и к другим коллизиям, в том числе в области наследственного права, что мы из-за ограниченности в объеме исследования можем лишь констатировать, не углубляясь в подробный анализ.

[9] См.: Справка  Посольства СССР в Буркина Фасо "О правовом положении иностранныъх граждан в Буркина Фасо" от 20 ноября 1991 г.; Информация Посольства СССР в Буркина Фасо "К вопросу о реформе брачно-семейного законодательства Буркина Фасо" от 10 мая 1989 г.

[10] Kuper A. African Marriage in an Impinging World: the Case of Southern Africa.  Leyden, 1985; Hayase Y., Liaw K.-L. Factors on Polygamy in Sub-Saharan Africa: Findings Based on the Demographic and health Surveys // The Developing Economies, XXXY-3 (Sept. 1997). P. 293-327.

[11] В реальной исторической действительности, как отмечает в своем предисловии к эссе М. Аркуна «Смешанные брачные союзы в мусульманской среде» проф. Р. Ланда,  коранические постулаты в отношении смешанных брачно-семейных отношений во многом определялись в мире ислама эволюцией его политических, общественных, духовных и юридических структур, этнических и клановых систем, их взаимодействием с привнесенными из Европы социокультурными моделями, стилем жизни, моралью и психологией («Восток». № 6, 2001. С. 130).

[12] Средний возраст вступления в мусульманский брак значительно ниже, чем в христианский. Основная доля девушек в арабских странах выходит замуж до 19 лет. Доля замужних женщин в возрасте 15-19 лет в Тунисе и Египте колебалась в указанный период от 31 до 40%; в Марокко - 49% (см.: D.Kirk. Factors Affecting Mosleme Natality. United Nation World Population Conference (UNWPC). Belgrade, 1965). Статья 7 Кодекса семьи АНДР устанавливает брачный возраст для мужчин в 21 год и для женщин - 18 лет. Если один из супругов моложе, то брак не регистрируется. Тем не менее лица, не достигшие официального брачного возраста, могут вступить (и по преимуществу вступают) в брак по религиозному обряду у религиозного судьи кади при условии, что жениху не менее 16 лет, а невесте 15 лет и они имеют разрешение отца не вступление в брак. Религиозный судья выдает справку, на основании которой при достижении брачного возраста лица могут вступить и в зарегистрированный формально брак.

[13] Сиверцева Т.Ф. Семья в развивающихся странах Востока. М.,1985. С.17-20.

[14] Среди важнейших сфер мусульманского права, регулирующего семейные отношения и принципиально модифицированного законом 1984 года в Алжире, - институт полигамии, где отныне требуется продемонстрировать согласие первой жены на брак ее супруга с другой женщиной перед сотрудником органов ЗАГС (что, кстати, противоречит постулату ислама о том, что замужняя женщина не может говорить в присутствии постороннего мужчины).

[15] Pala A.O., Ly M. La femme africaine dans la societe precoloniale. P., 1979, p.180, 182, 52-53.

[16] Famille, migration et urbanisation au Togo. Fascicule 2, Resultats de l’enquete quantitative, URD,  Togo, 2002, p.181; Pilon M., Seidou Mama M., Tichit C. Les femmes chefs de  menage. Apercu general et etudes de cas., // Menage et famille en Afrique., ORSTOM, Paris, 1997, pp. 167-191.

[17] Сиверцева Т.Ф. Указ. соч. С.73.

[18] Chamie J. Polygymy among Arabs (Population Studies). L.,1986, vol.40, N.1, p.56.

[19] По другим подсчетам, к 1988 году в Того в полигамных браках состояло 52,3% (См.: Philippe A., Pilon M. African Polygamy: What`s new? // Chronique du CEPED, 1989, N 28).

[20] Roubailo S. L`education des enfants au nuveau de la Famille // Le lien, Lome, N 6, 1988; Cudolo S. Education familiale en mutation // Journal de la Recherche scientifique de l1Universite de Lome. 2003. N 6(1). P. 27-41.

[21] Kayongo-Male D., Onyango Ph. The Sociology of the African Family. L.,N.Y.,1984, p.108; Mulder M.  Marital Status and Reproductive Performance in Kipsigis Women: Re-evaluating the Polygyny-Fertility Hypothesis // Population Studies. 1989, N 2 (43). P. 285-304.

[22] Синицына И.Е. Человек и семья в Африке (по материалам обычного права). М., 1988, с.55.

[23] Hayase Y., Liaw K.-L. Factors on Polygamy in Sub-Saharan Africa: Findings Based on the Demographic and health Surveys. P. 297-301.

[24] Mbilinyi M. Women's Resistance in "Customary" Marriage: Tanzania's Runaway Wives. - "Foreed Labour and Migration: Patterns of Movement Within Africa". L., 1989, p. 219.

[25] Подробнее см.: Посольство СССР в Гане. Справка зав. Консульским отделом посольства "Правовое положение советских граждан в Гане" от 16 июня 1979 г.

[26] См., например: Карпухин Ю.Г., Торбин Ю.Г. Проституция: закон и реальность. - СОЦИС, 1992, N5, с.113-114.

[27] Посольство СССР в Гане. Справка зав. Консульским отделом посольства  "Правовое положение советских граждан в Гане".

[28] Синицына И.Е. Человек и семья в Африке. С.53-54.

[29] Например, по данным Консульского отдела Посольства СССР в Гане на июнь 1979 года, среди советских гражданок, проживавших в то время в Гане, не более 15% имели высшее образование, 10% - среднее специальное, остальные - среднее и незаконченное среднее.

[30] Такого рода информация, публиковалась, например, в ганском печатном издании "Палавер". ("The Palaver" - "Разговоры") - частный еженедельник сенсационно-развлекательного характера. Выходил в 1971-1975 годах под претенциозным девизом: "Лучше опубликовать правду и быть проклятым, чем вводить в заблуждение народ". В 1977 году в результате объединения газет "Палавер" и "Геральд трибюн" превратилась в частный еженедельник "Палавер трибюне" ("Palaver Tribune" - "Трибуна переговоров").

НА ГЛАВНУЮ НОВЫЕ СТАТЬИ ВСЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ КАРТА САЙТА КОНТАКТЫ

За содержание рекламы редакция ответственности не несёт. Рукописи не возвращаются и не реценцируются. Мнения редакции и авторов могут не совпадать. Использование материалов только с разрешения редакции.

Copyright © 2001-2007 RussianWomenMagazine.com All Rights Reserved.